Несколько веков передаются различные версии рождения этого танца. Никто не доказал, что одна из них правдоподобнее другой, но люди не спешат расставаться с легендами, с удовольствием рассказывая их последующим поколениям.
Происхождение тарантеллы (от итальянского «паучок») связано с южным итальянским городом Торонто и распространенным в тех местах пауком тарантулом. Примерно с 15 века по Италии распространилось мнение, что его укус вызывает болезнь безумия – тарантизм. Чтобы разогнать яд в крови и спастись, танцевали этот неистовый магический танец.
Известно и другое объяснение: приносимых в жертву людей кидали в помещение, кишащее пауками. Человеку приходилось прыгать, чтобы избежать укусов, но силы оставляли его, и он падал замертво.
Для тарантеллы характерна веселая и быстрая музыка. Пары четко и резко жестикулируют, иногда даже подпевают. Воспроизводится музыка при помощи гитары и тамбурина. Сицилийцы ввели в моду играть еще и на кастаньетах. Часто тарантелла переходила в некий хоровод, который приплясывая, кружили то в одну сторону, то в другую. Так в основном танцевали на свадьбах итальянцев.
К 16 веку по городам бродили целые оркестры, которые играли импровизированные мелодии для якобы больных тарантизмом. Танец мог сопровождаться гитарным аккомпанементом, тамбуринами, флейтой, бубном, барабанами, кастаньетами, а иногда и голосом.
В средневековье танец являлся почти запрещенным, неприличным, так как исполнялся он в основном женщинами низших сословий. Это был похотливый танец, а не страстный. Но в 17 веке танец стали исполнять и знатные особы. Танец быстро распространялся и по Европе. Благодаря этому, появились различные разновидности тарантелл: Монтемарано, тарантеллы Калабрии, Сицилии, Гаргано, Неаполитанская тарантелла и многие другие. Исполнялись они везде по-своему, но всегда при быстром темпе.
Музыка не только отличалась убыстряющимся ритмом. Отдельные мотивы многократно повторялись, завораживая танцующего и зрителя. Исступленный танец мог длиться несколько часов!
В 17 в. кардинал Барберини разрешил при дворе исполнение тарантеллы. С тех пор она остается одним из любимейших групповых хороводных танцев.
Некоторые историки полагают, что целительные свойства тарантеллы – это просто повод лишний раз устроить буйное веселье. Действительно, вряд ли можно встретить несколько десятков несчастных, одновременно укушенных тарантулом. По свидетельствам очевидцев тех времен, толпы людей бросали все свои дела, чтобы погрузиться в танцевальное безумие. Очарование разгульной пляски было настолько огромным, что она распространилась до Германии и Нидерландов.
Так или иначе, тарантелла постепенно обретала черты узнаваемого народного танца и стала одним из символов итальянской культуры. Как брачный танец, она исполняется молодыми на свадьбе. Да и многие итальянские танцы чем-то похожи на тарантеллу.
Неаполитанская тарантелла самая распространенная. Танцоры могут разыграть настоящее представление. Во время танца можно показать влюбленность, страсть, ссору и примирение. Позже Россини написал свое произведение, которое так и называется «неаполитанская тарантелла». К концу 19 века сложились песни, которые исполняли оперные певцы с красивым голосом.